В пятницу, 13-го…
Сын Ирины Ивановны, назовем его Андрей (действительные имена и фамилии не публикуем по причинам понятным), уже года два не вылазит из интернета и, судя по книжкам на полке, литературу и в сети, и на бумаге читает в высшей степени специфическую, попросту — «сатанинскую» В свои семнадцать лет он высокомерен, мрачен и молчалив. Слушает тяжелый рок, атрибуты (татуировки, футболки, прическа и так далее) вполне кладбищенские, как и регулярные походы в это скорбное место, особенно в пятницу 13 числа, ночью.
Худшего мама стала бояться, узнав о ритуальном сатанинском убийстве в Черногорске 13 июня прошлого года, хотя представить Андрея в аналогичной ситуации категорически не может.
Не то, чтобы решить эту сложную проблему, но даже более-менее полно рассказать обо всех ее аспектах на газетной страничке невозможно. Предлагаем вниманию читателей небольшие комментарии специалистов, тем или иным «боком» с проблемой знакомыми.
Николай ВОЛКОВ, ученый-религиовед:
— Ирина Ивановна почувствовала панику, узнав о недавнем убийстве в Черногорске: как бы и ее сын не сделал такой крайний шаг. Напомним, что 13 июня, в пятницу, недалеко от кладбища был убит человек; на стенах же в месте убийства (что-то вроде склепа) обнаружены символы сатанистов, пентаграммы. Совершили это двое молодых людей (по 23 года). Страшно?
Конечно, страшно. Убийство всегда страшно, но одно дело (упрощаем, конечно) случайное, в драке, аффекте, другое — убийство как мировоззрение, образ жизни.
- Николай Степанович, коротко, в чем суть сатанизма как «религии»?
— Полное «переворачивание» христианских ценностей, персонифицированное почитание зла — сатаны; основа мира и его устройства — зло; нет понятия «грех». Обряды сатанистов культивируют страсти и звериные наклонности. Секс — в любом извращенном виде, оргиях — как раскрепощение основного инстинкта. Садомазохизм, гомосексуализм, наркотики, растление малолетних, и изнасилования, осквернение святынь. Черная месса — как пародия католического богослужения, «алтарь» в виде обнаженной женщины, кровавые жертвоприношения. Причем, настоящая жертва — не убийство как таковое, а смертные муки живого существа (!) Включая убийства животных. Впрочем, можно долго перечислять все мерзости этого культа. Необходимо, считают они, потворствовать всем низменным инстинктам и влечениям — спешить наслаждаться «земными радостями» (в этом их понимании). Но это общее. На деле существует несколько «церквей» дьяволопоклонников с особенностями мировоззрения и культов. Но у нас сегодня «не то в предмете»
- Можно ли говорить о наличии в России и Хакасии «серьезных» организаций сатанистов?
— В России о таких организациях можно говорить лишь предположительно. Хотя примеры их деятельности есть. Например, убийство монахов в Оптиной пустыни, убийство в Ярославле четверых подростков и другие «дела», понаделавшие шуму. Но в Хакасии организованных сатанистов нет, иначе бы информация о них так или иначе «просочилась» (а я общаюсь с множеством людей разных конфессий, и будь что-то подобное — шила в мешке не утаишь). Здесь, так сказать, любители и, скорее, одиночки. Но это не значит, что следует закрыть глаза на явление.
— Возьмет да вырастет?
— «Серьезный» сатанизм, о котором мы упомянули, на самом деле не примитивен и даже рассчитан на достаточно высокий интеллект. Назову несколько имен: Антон Ла Вей — автор «Сатанинской библии (цитирую из Интернета: «Книга написана очень продуманным и изощренным стилем, который в настоящее крайне тяжелое и жестокое для России время вполне может привлечь в культ людей отчаявшихся, озлобившихся, потерявших жизненные ориентиры или просто с сильными психологическими проблемами, не говоря уже о психически больных…»). Фридрих Ницше, его трактат «Антихрист. Проклятие христианству». Алистер Кроули, мистик, властитель умов, называвший себя «зверем апокалипсиса»…
— Собственно, у Ла Вея много того, что в мире, не называя сатанизмом, приняли как образ жизни. Напомню некую классификацию, приведенную в свое время одним из православных священников.
Существует трехступенчатый сатанинский культ. Первая ступень: культ удовольствия, личного наслаждения, развлечения (наиболее популярная форма — секс). На этой ступени отметается ценность труда, любви (заменяется секс — игрой, полнота человеческих чувств сводится до животных ощущений). Творческое напряжение сердца и ума замещается развлекательными утехами.
Вторая: культ наживы. Для чего? Для обеспечения тех же удовольствий. Стяжательство исключает милосердие Извращается понятие о человеческом достоинстве — его заменяет фальшивый принцип престижности. Ребенок перестает быть ценностью (здесь основа демографического кризиса).
Третья ступень: культ насилия ради наживы, обеспечивающей удовольствия. Здесь отменяется ценность человека вообще. Убийство, садизм, становятся образом жизни. Как видим, на каждой ступени отменяются определенные человеческие ценности, которые всегда были основой жизнеспособности человека, народа и государства.
Сергей АКИМОВ, психолог, преподаватель ХГУ им. Н.Ф. Катанова:
— Как правило, ритуальные убийства совершают одиночки. Вряд ли они читали «Черную библию», вряд ли служили черную мессу. Для молодых людей характерен псевдосатанизм, или имиджевый сатанизм (например, певец Мэрилин Мэнсон). Поначалу как совокупность внешних лишь проявлений: атрибутика, тяжелый рок, склонность к специфическим вещам и соответствующей литературе. Особенно восприимчивы подростки с неустойчивой психикой. Выделяют периоды, когда «шагнуть туда» особенно опасно: период полового созревания (гиперсексуальность) и 17–19 лет-время выбора жизненного пути.
- Но ведь за внешней атрибутикой уже чувствуется жестокость, равнодушие к родителям, близким?
-Жестокость, агрессивность? Происхождение ее — страх, глубинный страх личности (эти страхи используются многими сектами для вербовки). В процессе исследования психики маньяков, например, практически во всех случаях выясняется, что они в детстве подверглись насилию, порой сексуальному. На этом фоне формируются садистские наклонности.
- Тем более, у сатанистов они доблесть, а не грех…
— Одна из самых «привлекательных» их заповедей — вседозволенность. Подростку, начинающему в силу взросления «вычленять» себя из социума, противопоставлять свое «я» обществу (асоциальное поведение), эта заповедь особенно люба (подростковый протест). Добродетели как пороки и пороки как добродетели. Он не видит колоссальной разницы между свободой личности и вседозволенностью.
- Думаю, это станет яснее на примере одной из христианских заповедей.
— «Возлюби ближнего как самого себя» Внутренне свободный человек себя любит. Соответственно: хорошо тебе (ближнему) — и мне будет хорошо. А представьте, что такое нелюбовь к себе? Вплоть до суицида (а его скрытые формы могут выражаться в неоправданном риске, экстремальном спорте и так далее). И что в таком случае остается на долю «ближнего»? Какая порция зависти и ненависти? Где здесь свобода личности? Откровенное рабство.
- Подростки это не в силах осмыслить.
— Среди ряда других причин — и дефекты семейного воспитания. Может быть в семье и в порядке материальная сторона, а духовной близости нет. Была бы — ребенок осмыслил, еще в младенчестве, на подсознательном уровне. Хотя не надо сбрасывать со счетов и пресловутую общественную «среду».
- Путь от псевдосатанизма к «матерому» сатанизму характерен для людей с каким-то определенным психическим складом?
— Если оставить за скобками крайне циничную корысть «главарей» (а корысть — не обязательно что-то материальное. Это может быть власть. Часто стремление к власти — одно из проявлений комплекса неполноценности, компенсация), то погружение в эти адовы бездны вероятнее для так называемых акцентуированных личностей. По шизоидному и параноидальном типу; чрезмерное заострение каких-то черт характера на границе между нормой и психопатией.
- Здесь уж кто его куда повернет… А какие-то глубинные пласты психики могут тянуть к кладбищенским мотивам (пусть не к убийству), как нашего героя — Андрея?
— Подсознание (при всех успехах современной науки) все же во многом остается «землей неизвестной». По Фрейду, например, есть «глубинное» влечение к жизни, обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие и есть танатос — это влечение к смерти, — психоаналитический термин. Главное его содержание — «возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние». Но нам в данном случае нет смысла углубляться в эти темные материи. Тем более я внутренне убежден (это мое субъективное мнение), что человек рождается на этот свет счастливым и успешным. Все патологии, скорее, вызваны чем-то. Не только социумом, воспитанием, но и вплоть до каких-то травм физиологических, психических во время внутриутробного развития
Трудно выдать нашей Ирине Ивановне какие-то готовые рецепты. Может быть, она найдет в этих заметках нечто, за что можно хотя бы «зацепиться» для подхода к замкнувшемуся в высокомерии любимому (подчеркиваю это ключевое слово) ребенку.
Беседовала Ника ИВАНОВА
Опубликовано в газете “Пятница” 13.02.2009 г.
Добавить комментарий