В пятницу, 13-го…

Ири­на Ива­нов­на, похо­же, жен­щи­на тихая и интел­ли­гент­ная, в редак­цию зашла, что назы­ва­ет­ся, «до кучи», уже пого­во­рив-пере­го­во­рив  и с пси­хо­ло­га­ми, педа­го­га­ми, кол­ле­га­мивплоть до гада­лок. «Напи­ши­те хоть несколь­ко слов для роди­те­лей дру­гих под­рост­ков, — попро­си­ла она, -что­бы вовре­мя заме­ти­ли, в каких состо­я­ни­ях и настро­е­ни­ях их дети»

Сын Ири­ны Ива­нов­ны, назо­вем его Андрей (дей­стви­тель­ные име­на и фами­лии не пуб­ли­ку­ем по при­чи­нам понят­ным), уже года два не выла­зит из интер­не­та и, судя по книж­кам на пол­ке, лите­ра­ту­ру и в сети, и на бума­ге чита­ет в выс­шей сте­пе­ни спе­ци­фи­че­скую, попро­сту«сата­нин­скую» В свои сем­на­дцать лет он высо­ко­ме­рен, мра­чен и мол­ча­лив. Слу­ша­ет тяже­лый рок, атри­бу­ты (тату­и­ров­ки, фут­бол­ки, при­чес­ка и так далее) вполне  клад­би­щен­ские, как и регу­ляр­ные похо­ды в это скорб­ное место, осо­бен­но в пят­ни­цу 13 чис­ла, ночью.

Худ­ше­го мама ста­ла боять­ся, узнав о риту­аль­ном сата­нин­ском убий­стве в Чер­но­гор­ске 13 июня про­шло­го года, хотя  пред­ста­вить Андрея в ана­ло­гич­ной ситу­а­ции кате­го­ри­че­ски не может. 

Не то, что­бы решить эту слож­ную про­бле­му, но даже более-менее пол­но рас­ска­зать обо всех ее аспек­тах на газет­ной стра­нич­ке невоз­мож­но. Пред­ла­га­ем вни­ма­нию чита­те­лей неболь­шие ком­мен­та­рии спе­ци­а­ли­стов, тем или иным «боком» с про­бле­мой зна­ко­мы­ми.

 

Нико­лай ВОЛКОВ, уче­ный-рели­гио­вед: 

— Ири­на Ива­нов­на почув­ство­ва­ла пани­ку, узнав о недав­нем убий­стве в Чер­но­гор­ске: как бы и ее сын не сде­лал такой край­ний шаг. Напом­ним, что 13 июня, в пят­ни­цу, неда­ле­ко от клад­би­ща был убит чело­век; на сте­нах же в месте убий­ства (что-то вро­де скле­па) обна­ру­же­ны сим­во­лы сата­ни­стов, пен­та­грам­мы. Совер­ши­ли это двое моло­дых людей (по 23 года). Страш­но?

Конеч­но, страш­но. Убий­ство все­гда страш­но, но одно дело (упро­ща­ем, конеч­но) слу­чай­ное, в дра­ке, аффек­те, дру­гое — убий­ство как миро­воз­зре­ние, образ жиз­ни.

- Нико­лай Сте­па­но­вич, корот­ко, в чем суть сата­низ­ма как «рели­гии»? 

—  Пол­ное «пере­во­ра­чи­ва­ние» хри­сти­ан­ских цен­но­стей, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ное почи­та­ние зла — сата­ны; осно­ва мира и его устрой­ства — зло; нет поня­тия «грех». Обря­ды сата­ни­стов куль­ти­ви­ру­ют стра­сти и зве­ри­ные наклон­но­сти. Секс — в любом извра­щен­ном виде, орги­ях — как рас­кре­по­ще­ние основ­но­го инстинк­та. Садо­ма­зо­хизм, гомо­сек­су­а­лизм, нар­ко­ти­ки, рас­тле­ние мало­лет­них, и изна­си­ло­ва­ния, осквер­не­ние свя­тынь. Чер­ная мес­са — как паро­дия като­ли­че­ско­го бого­слу­же­ния, «алтарь» в виде обна­жен­ной жен­щи­ны, кро­ва­вые жерт­во­при­но­ше­ния. При­чем, насто­я­щая жерт­ва — не убий­ство как тако­вое, а смерт­ные муки живо­го суще­ства  (!) Вклю­чая убий­ства  живот­ных. Впро­чем, мож­но дол­го пере­чис­лять все мер­зо­сти это­го куль­та. Необ­хо­ди­мо, счи­та­ют они, потвор­ство­вать всем низ­мен­ным инстинк­там и вле­че­ни­ям — спе­шить насла­ждать­ся «зем­ны­ми радо­стя­ми» (в этом их пони­ма­нии). Но это общее. На деле суще­ству­ет несколь­ко «церк­вей» дья­во­ло­по­клон­ни­ков с осо­бен­но­стя­ми миро­воз­зре­ния и куль­тов. Но у нас сего­дня «не то в пред­ме­те»

- Мож­но ли гово­рить о нали­чии в Рос­сии и Хака­сии «серьез­ных» орга­ни­за­ций сата­ни­стов? 

— В Рос­сии о таких орга­ни­за­ци­ях мож­но гово­рить лишь пред­по­ло­жи­тель­но. Хотя при­ме­ры их дея­тель­но­сти есть. Напри­мер, убий­ство мона­хов в Опти­ной пусты­ни, убий­ство в Яро­слав­ле чет­ве­рых под­рост­ков и дру­гие «дела», пона­де­лав­шие шуму. Но в Хака­сии орга­ни­зо­ван­ных сата­ни­стов нет, ина­че бы инфор­ма­ция о них так или ина­че «про­со­чи­лась» (а я обща­юсь с мно­же­ством людей раз­ных кон­фес­сий, и будь что-то подоб­ное — шила в меш­ке не ута­ишь). Здесь, так ска­зать, люби­те­ли и, ско­рее, оди­ноч­ки. Но это не зна­чит, что сле­ду­ет закрыть гла­за на явле­ние.

 — Возь­мет да вырас­тет? 

—  «Серьез­ный» сата­низм, о кото­ром мы упо­мя­ну­ли, на самом деле не при­ми­ти­вен и даже рас­счи­тан на доста­точ­но высо­кий интел­лект. Назо­ву несколь­ко имен: Антон Ла Вей — автор «Сата­нин­ской биб­лии (цити­рую из Интер­не­та: «Кни­га напи­са­на очень про­ду­ман­ным и изощ­рен­ным сти­лем, кото­рый в насто­я­щее крайне тяже­лое и жесто­кое для Рос­сии вре­мя вполне может при­влечь в культ людей отча­яв­ших­ся, озло­бив­ших­ся, поте­ряв­ших жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры или про­сто с силь­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми про­бле­ма­ми, не гово­ря уже о пси­хи­че­ски боль­ных…»). Фри­дрих Ниц­ше, его трак­тат «Анти­христ. Про­кля­тие хри­сти­ан­ству». Али­стер Кро­ули, мистик, вла­сти­тель умов, назы­вав­ший себя «зве­рем апо­ка­лип­си­са»…

— Соб­ствен­но, у Ла Вея мно­го того, что в мире, не назы­вая сата­низ­мом, при­ня­ли как образ жиз­ни. Напом­ню некую клас­си­фи­ка­цию, при­ве­ден­ную в свое вре­мя одним из пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков.

Суще­ству­ет трех­сту­пен­ча­тый сата­нин­ский культ. Пер­вая сту­пень: культ удо­воль­ствия, лич­но­го насла­жде­ния, раз­вле­че­ния (наи­бо­лее попу­ляр­ная фор­ма — секс). На этой сту­пе­ни отме­та­ет­ся цен­ность тру­да, люб­ви (заме­ня­ет­ся секс — игрой, пол­но­та чело­ве­че­ских чувств сво­дит­ся до живот­ных ощу­ще­ний). Твор­че­ское напря­же­ние серд­ца и ума заме­ща­ет­ся раз­вле­ка­тель­ны­ми уте­ха­ми.

Вто­рая: культ нажи­вы. Для чего? Для обес­пе­че­ния тех же удо­воль­ствий. Стя­жа­тель­ство исклю­ча­ет мило­сер­дие Извра­ща­ет­ся поня­тие о чело­ве­че­ском досто­ин­стве — его заме­ня­ет фаль­ши­вый прин­цип пре­стиж­но­сти. Ребе­нок пере­ста­ет быть цен­но­стью (здесь осно­ва демо­гра­фи­че­ско­го кри­зи­са).

Тре­тья сту­пень: культ наси­лия ради нажи­вы, обес­пе­чи­ва­ю­щей удо­воль­ствия. Здесь отме­ня­ет­ся цен­ность чело­ве­ка вооб­ще. Убий­ство, садизм, ста­но­вят­ся обра­зом жиз­ни. Как видим, на каж­дой сту­пе­ни отме­ня­ют­ся опре­де­лен­ные чело­ве­че­ские цен­но­сти, кото­рые все­гда были осно­вой жиз­не­спо­соб­но­сти чело­ве­ка, наро­да и госу­дар­ства.

Сер­гей АКИМОВ, пси­хо­лог, пре­по­да­ва­тель ХГУ им. Н.Ф. Ката­но­ва: 

—  Как пра­ви­ло, риту­аль­ные убий­ства совер­ша­ют оди­ноч­ки. Вряд ли они чита­ли «Чер­ную биб­лию», вряд ли слу­жи­ли чер­ную мес­су. Для моло­дых людей харак­те­рен псев­до­са­та­низм, или ими­д­же­вый сата­низм (напри­мер, певец Мэри­лин Мэн­сон). Пона­ча­лу как сово­куп­ность внеш­них лишь про­яв­ле­ний: атри­бу­ти­ка, тяже­лый рок, склон­ность к спе­ци­фи­че­ским вещам и соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­ту­ре. Осо­бен­но вос­при­им­чи­вы под­рост­ки с неустой­чи­вой пси­хи­кой. Выде­ля­ют пери­о­ды, когда «шаг­нуть туда» осо­бен­но опас­но: пери­од поло­во­го созре­ва­ния (гипер­сек­су­аль­ность) и 17–19 лет-вре­мя выбо­ра жиз­нен­но­го пути.

- Но ведь за внеш­ней атри­бу­ти­кой уже чув­ству­ет­ся жесто­кость, рав­но­ду­шие к роди­те­лям, близ­ким? 

-Жесто­кость, агрес­сив­ность?  Про­ис­хож­де­ние ее — страх, глу­бин­ный страх лич­но­сти (эти стра­хи исполь­зу­ют­ся мно­ги­ми сек­та­ми для вер­бов­ки). В про­цес­се иссле­до­ва­ния пси­хи­ки   манья­ков, напри­мер, прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях выяс­ня­ет­ся, что они в дет­стве под­верг­лись наси­лию, порой сек­су­аль­но­му. На этом фоне фор­ми­ру­ют­ся садист­ские наклон­но­сти.

Тем более, у сата­ни­стов они доб­лесть, а не грех

— Одна из самых «при­вле­ка­тель­ных» их запо­ве­дей — все­доз­во­лен­ность. Под­рост­ку, начи­на­ю­ще­му в силу взрос­ле­ния «вычле­нять» себя из соци­у­ма, про­ти­во­по­став­лять свое «я» обще­ству (асо­ци­аль­ное пове­де­ние), эта запо­ведь осо­бен­но люба (под­рост­ко­вый про­тест). Доб­ро­де­те­ли как поро­ки и поро­ки как доб­ро­де­те­ли. Он не видит колос­саль­ной раз­ни­цы меж­ду сво­бо­дой лич­но­сти и все­доз­во­лен­но­стью.

- Думаю, это ста­нет яснее на при­ме­ре одной из хри­сти­ан­ских запо­ве­дей.

— «Воз­лю­би ближ­не­го как само­го себя» Внут­ренне сво­бод­ный чело­век себя любит. Соот­вет­ствен­но: хоро­шо тебе (ближ­не­му) — и мне будет хоро­шо. А пред­ставь­те, что такое нелю­бовь к себе? Вплоть до суи­ци­да (а его скры­тые фор­мы могут выра­жать­ся в неоправ­дан­ном рис­ке, экс­тре­маль­ном спор­те и так далее). И что в таком слу­чае оста­ет­ся на долю «ближ­не­го»? Какая пор­ция зави­сти и нена­ви­сти? Где здесь сво­бо­да лич­но­сти? Откро­вен­ное раб­ство.

- Под­рост­ки это не в силах осмыс­лить.

— Сре­ди ряда дру­гих при­чин — и дефек­ты семей­но­го вос­пи­та­ния. Может быть в семье и в поряд­ке мате­ри­аль­ная сто­ро­на, а духов­ной бли­зо­сти нет. Была бы — ребе­нок осмыс­лил, еще в мла­ден­че­стве, на под­со­зна­тель­ном уровне. Хотя не надо сбра­сы­вать со сче­тов и пре­сло­ву­тую обще­ствен­ную «сре­ду».

- Путь от псев­до­са­та­низ­ма к «мате­ро­му» сата­низ­му харак­те­рен для людей с каким-то опре­де­лен­ным пси­хи­че­ским скла­дом?

—  Если оста­вить за скоб­ка­ми крайне цинич­ную корысть «гла­ва­рей» (а корысть — не обя­за­тель­но что-то мате­ри­аль­ное. Это может быть власть. Часто стрем­ле­ние к вла­сти — одно из про­яв­ле­ний ком­плек­са непол­но­цен­но­сти, ком­пен­са­ция), то погру­же­ние в эти адо­вы без­дны веро­ят­нее для так назы­ва­е­мых акцен­ту­и­ро­ван­ных лич­но­стей. По шизо­ид­но­му и пара­но­и­даль­ном типу; чрез­мер­ное заост­ре­ние каких-то черт харак­те­ра на гра­ни­це меж­ду нор­мой и пси­хо­па­ти­ей.

Здесь уж кто его куда повер­нетА какие-то глу­бин­ные пла­сты пси­хи­ки могут тянуть к клад­би­щен­ским моти­вам (пусть не к убий­ству), как наше­го герояАндрея?

—  Под­со­зна­ние (при всех успе­хах совре­мен­ной нау­ки) все же во мно­гом оста­ет­ся «зем­лей неиз­вест­ной». По Фрей­ду, напри­мер, есть «глу­бин­ное» вле­че­ние к жиз­ни, обес­пе­чи­ва­ю­щее ее сохра­не­ние, под­дер­жа­ние и раз­ви­тие и есть тана­тос — это вле­че­ние к смер­ти, — пси­хо­ана­ли­ти­че­ский тер­мин. Глав­ное его содер­жа­ние — «воз­вра­ще­ние всех живых орга­низ­мов в без­жиз­нен­ное состо­я­ние». Но нам в дан­ном слу­чае нет смыс­ла углуб­лять­ся в эти тем­ные мате­рии. Тем более я внут­ренне убеж­ден (это мое субъ­ек­тив­ное мне­ние), что чело­век рож­да­ет­ся на этот свет счаст­ли­вым и успеш­ным. Все пато­ло­гии, ско­рее, вызва­ны чем-то. Не толь­ко соци­у­мом, вос­пи­та­ни­ем, но и вплоть до каких-то травм физио­ло­ги­че­ских, пси­хи­че­ских во вре­мя внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия

Труд­но выдать нашей Ирине Ива­новне какие-то гото­вые рецеп­ты. Может быть, она най­дет в этих замет­ках нечто, за что мож­но хотя бы «заце­пить­ся» для под­хо­да к замкнув­ше­му­ся в высо­ко­ме­рии люби­мо­му (под­чер­ки­ваю это клю­че­вое сло­во) ребен­ку.

Бесе­до­ва­ла Ника ИВАНОВА

Опуб­ли­ко­ва­но в газе­те “Пят­ни­ца” 13.02.2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*